Музей мозаики Большого дворца в Стамбуле

Музей мозаики Большого дворца в Стамбуле Музеи

Адрес: Кабасакал, ул.Торун №103 34122 Султанахмет, Фатих/Стамбул, Турция.

Режим работы: ежедневно с 09:00 до 18:30.

Стоимость билета: 15 лир.

Контакты:

Как добраться: на скоростном трамвае и сойти на остановке «Султанахмет».


Музей мозаики в Стамбуле относится к музейному комплексу Собора Святой Софии с 1979 года. Ранее он был частью Археологического музея. Практически все экспонаты музея были обнаружены археологической группой во время раскопок в окрестности Голубой мечети в Стамбуле. Возраст мозаик из Большого дворца намного старше экспонатов, выставленных в соборе Святой Софии и музее Хора.

Историческая справка

Музей мозаики Большого дворца включает уникальные мозаичные артефакты, обнаруженные археологами на месте разрушенного когда-то комплекса Большого дворца. Дворцовый комплекс был начат по приказу императора Константина I на х олме Августион.

Комплекс включал в себя следующие постройки:

  • тронный зал;
  • перистили;
  • приемные;
  • несколько церквей;
  • римские бани;
  • гвардейские казармы;
  • оружейный арсенал;
  • императорские апартаменты;
  • университет;
  • залы для банкетов и коронаций;
  • сады и поле для игры в поло;
  • ипподром;
  • коллекцию статуй и мозаик.

Большой дворец несколько раз реконструировался и разрушался крестоносцами. До наших дней из всего комплекса Большого дворца сохранилось совсем мало построек, но сохранившаяся мозаика, повествует о жизни и великолепии Византийской империи.

При раскопках рыночных построек и конюшен ипподрома, сожжённых дотла в свое время, археологи английского университета Св.Эндрюса наткнулись на фрагменты интересных изображений на камне, как оказалось, вся площадь сюжетной мозаики занимает около 4200 квадратных метров.

Изначально для музея было выстроено деревянное здание, условия хранения экспонатов в котором оставляли желать лучшего. Постоянная влажность и перепады температур пагубно сказались на состоянии мозаик.

В 1987 году было принято решение отстроить новое современное здание, в котором и по сей день обосновалась коллекция древней мозаики.

Что посмотреть?

Всего в музее насчитывается более 85 тематических мозаик, повествующих о жизни и быте жителей Византии. На этих мозаиках можно увидеть следующие сцены:

  • кормящая мать с младенцем;
  • детские забавы;
  • охотничьи преследования;
  • мифические сюжеты.

Мозаика выполнена очень детально: один ее квадратный метр включает около 38 тысяч цветных частичек. Размеры обнаруженных мозаик могут достигать 6 квадратных метров.

Процесс изготовления мозаики также может оказаться интересным для посетителей музея. Перед началом укладки мозаики пол заполняли осколками битой керамической посудой, данный слой мог быть довольно толстым. Далее, битый слой засыпали песчано-глиняной массой, перемешанной с углем. После утрамбовки заполнителя, в квадратную опалубку заливали раствор цемента и сверху уже в нужном порядке укладывали разноцветные кубики мозаики.

Интересно! Сюжеты мозаики не включают религиозные мотивы, только сюжеты из повседневной жизни, сцены с животными и мифологические изображения.

Основным и самым впечатляющим экспонатом музея мозаики считается перистиль Большого дворца.

Внутреннее расположение музея спроектировано так, чтобы посетители смогли увидеть все экспонаты напольной и настенной мозаики. Средняя часть помещения музея открытая, а для прохода посетителей сооружены проходные мостики, прогуливаясь по которым туристы смогут любоваться уникальными шедеврами из прошлого.

Музей мозаики в Большом дворце в Стамбуле
© akturer — stock.adobe.com

Одна из хорошо сохранившихся мозаик – мифологическое существо, голова, лапы и хвост которого напоминают льва, вернее, львицу, так как явно видны соски кормящего животного с ящерицей в зубах. Существо, также, имеет два крыла и два рога. Ящерица является символом лени и заторможенности, а львица представляет собой силу и власть, а то, что животное недавно родившее, символизирует зарождение жизни.

Одна из мозаик сохранившеяся в музее мозаики в Стамбуле
© Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Следующая сцена – борьба тигра и слона. По мере того как приходится рассматривать мозаику одну за другой, оказывается, что помимо сцен борьбы человека с животным, присутствует много эпизодов борьбы животных между собой. Ни одна деталь не пропущена: при близком рассмотрении можно увидеть капающая кровь и детали разорванной раны. В Древнем Риме слон был символом здравого смысла и мудрости и его изображение часто использовалось на колесницах при победных шествиях. Рычащий или нападающий тигр считался символом высокомерия и жестокости. Сцена из мозаики, состояние изображенных животных несет в себе скрытое послание смотрящему на нее. Чтобы понять смысл очередной мозаики иногда, даже требуется сесть и поразмыслить. Например, по данной мозаике: всем известно, что тигр никогда не охотится в одиночку, тем более, не нападает на слона, только если окажется в очень сложной ситуации, в отчаянии и голодным.

Борьба человека и тигра на мозаики в музеи мозаики
© Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Еще одна очень хорошо сохранившаяся масштабная мозаика – «Сокол и змея». Сражение сокола и змеи считается одной из очень распространённых тем того времени, упоминающейся в древних книгах, и символизирует победу света над тьмой. Сокол является самой великолепной летающей птицей: быстрой, сильной и свободной. В то же время сокол – безжалостен и невозможно предположить его дальнейшие действия. В разные эпохи соколу-персонажу приписывали разное значение. В античные времена сокол считался посланником богов, в Средневековье – символом жестокости. А в политическом плане, отраженном на мозаике Большого дворца, сокол олицетворяет силу, верховную власть и победу, что является характерными признаками Римской империи. После расширения империи на запад и восток, у сокола на изображениях появятся две головы.

Сокол и змея в музее мозаики в Стамбуле
© Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Во время раскопок ученые также обнаружили портик (открытую галерею), окружавшую площадь у здания суда. Из 2000 квадратных метров конструкции уцелели только 180 квадратных метров. Напольное покрытие шириной 9 метров изыскано украшено 1.5-метровым бордюром, состоящим из геометрических и фигурных мотивов. На этой яркой и живой композиции представлены сотни фигурок животных и фруктов, включая кузнечиков, ящериц и черепах. На мозаике представлены четыре фигурки мужчин, но сохранились только три из них – скорее всего символизирующие времена года. Данная бордюрная мозаика символизирует мир плодородия бога Диониса.

Центральная панель в основном заполнена сценами из природы и повседневной жизни. На мозаике изображены газели, пьющие воду, лошади, щиплющие листья деревьев, медведи, кормящие медвежат, птицы, вьющие свои гнезда.

Сцены из повседневной жизни демонстрируют пастухов, доящих своих коз, детей, пасущих гусей, мальчиков, соревнующихся на верблюдах или игрушечными тележками, имитируя скачки на настоящем ипподроме, ребенок похлопывает собачку, осел, нагруженных дровами, лягает своего хозяина, солдаты византийской армии, вооруженные щитами и копьями, борются с тиграми, леопардами и дикими животными. Все это отображено с удивительным реализмом.

Картины и сцены на мозаиках разделены между собой деревьями или архитектурными композициями. В первоначальном виде данная центральная часть напольного покрытия содержала более 90 различных сцен, включая около 150 фигур людей и животных.

Найденная мозаика была оставлена на своем исходном месте для обзора посетителями, а влажность нанесла серьезный урон мозаике по прошествии лет. В 1983 началась международная кампания по спасению мозаик, организованная Австрийским правительством и Турецким министерством культуры. и на сегодняшний день мозаики сохраняются от разрушения с помощью специальных консервативных техник.

Одна из мозаик в музее мозаик в Стамбуле
© Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com
Одна из мозаик в музее мозаик Большого дворца в Стамбуле
© Svetlana Nikolaeva — stock.adobe.com

Цена билета и график работы

Вход в музей стоит 20 лир. Часы работы: в летнее время со вторника по воскресенье с 09:00 до 19:00, в зимнее время — с 09:00 до 17:00. По понедельникам музей не работает. Кассы закрываются в 16:30. Обладателям карты Museum Pass Istanbul вход в музей свободный.

Как добраться?

Доехать до музея с азиатской стороны можно на паромах Кадыкой-Эминоню и Ускудар-Эминоню и далее, на скоростном трамвае. Туристам, остановившимся на европейской стороне города, нужно сесть на тот же трамвай и сойти на остановке Султанахмет или Чемберлиташ. От остановки нужно ориентироваться на Голубую мечеть и рынок Араста, внутри которого установлены указатели направления в музей.

Содержание

Оцените статью
Добавить комментарий