Адрес: Дервишали, Мечеть Карие, ул.№ 18, 34087 Фатих/Стамбул, Турция.
Режим работы: ежедневно с 09:00 до 19:00.
Стоимость билета: 30 лир.
Контакты:
- телефон: +90 212 631 92 41;
- веб-сайт: www.choramuseum.com.
Как добраться: на метро и трамвае, на остановке «Аксарай» нужно пересесть на ветку М1 и доехать до остановки «Топкапы-Улубатлы».
По сравнению со своими более известными «собратьями», музей Хора не так известен широкой публике, но не менее интересен. «Хора» означает «находящийся за пределами города», турецкое название музея – музей Карие. Сооружение расположилось в обычном жилом районе города и является памятником Всемирного наследия. Полное название монастыря – церковь Христа Спасителя в Хоре.
Историческая справка
Монастырь представляет собой хорошо сохранившуюся византийскую церковь, которая в наши дни открыла двери посетителям в качестве исторического музея. Впервые о монастыре упоминают в 4 веке, позже, значение монастыря выросло благодаря своему соседству с резиденцией императоров. Высокопоставленные чины, прибывающие на прием к императору, дожидались своей очереди в монастыре. Далее, в 6 веке он пострадал от землетрясения и был практически разрушен. Император Юстиниан приказал восстановить монастырь и увеличить его в размерах. В 11 веке в монастыре хранили реликвии всех церквей города, оберегая их во время нападений турков.
В 14 веке монастырь реконструировали на деньги, выделенные императором, благодаря ходатайству Феодора Метохита – министра и казначея при императоре Андронике II. Его также изобразили на фресках над входом на нартексе, передающим Спасителю мини-версию монастыря Хора. Именно тогда мастера начали украшать стены монастыря фресками и мозаикой, сохранившейся и по сей день. Посетители монастыря могут увидеть библейскую тему на позолоченных фресках по всему своду церкви.
Когда же Константинополь все-таки был завоеван турецкими войсками, монастырь получил новое название Карие. Великий визирь Хадым Али Паша, издал указ о возведении минарета, и в силу того, что ислам не позволял изображать людей и животных, фрески закрасили белилами и именно это спасло их от разрушения.
Далее, в жизни монастыря появляется еще один человек, сыгравший важную роль в его истории – Томас Виттемор, американский археолог. Ученый убедил М.К.Ататюрка начать реставрационные работы собора Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле и открыть там музей. С 1945 года музей Хора открыл свои двери для посетителей, однако, в 1948 году музей вновь закрыли и реставрационные работы длились еще 10 лет. В реконструкции Церкви Хора участвовали ученые и археологи американского Византийского института. Постепенно была удалена старая штукатурка и взорам открылись уникальнейшие мозаики и фрески. Множество сцен из жизни Иисуса и Девы Марии можно увидеть на стенах, арках, куполах музея.
Что посмотреть?
Фасад небольшого монастыря довольно скромен, но внутреннее убранство захватывает дух. Здание состоит из холла (нартекса), основной части (нефа) и капеллы (параклиссия). Стены и пол музея декорированы интересной мозаикой. Здесь представлены четыре основные мозаичные темы:
- генеалогия Христа,
- рождение и детские годы Христа,
- жизнь Девы Марии,
- пасторское служение Христа.
Фрески погребальной капеллы посвящены теме смерти и загробной жизни.
На стенах представлены эпизоды чудесных исцелений людей и прочие деяния Иисуса Христа. Целая стена посвящена эпизоду «Избиение младенцев». Над входом можно увидеть сцену смерти Св.Марии, по центру – фрески с изображением Святого Петра и Павла. Столько сохранившихся фресок на тему жизни Христа и Богородицы нет нигде в мире. Мозаика монастыря считается одной из лучших византийских мозаик 14 века. Исследования ученых показали, что фрески наносились в разное время.
В те времена фрески с библейскими мотивами предназначались для наглядного обучения городских жителей Библии, так как не все знали грамоту и умели читать.
Больше всего туристов, посетивших музей, поразило то, что по сравнению с масштабами Софийского собора, например, в музее Хора посетители чувствовали себя более уютно, своды и арочные потолки были прямо над головой, а не на высоте в 20-30 метров как в соборе Св. Софии. И благодаря таким размерам, можно было четко разглядеть все фрески и мозаики, оценить все даже самые мелкие детали изображений.
Периодически в музее Келси в Мичигане проходит выставка «Обзор византийских небосводов». На выставке представлены уникальные масштабные фотографии высотой около двух метров турецкого фотографа Ахмета Эртуга. Его замечательные фотографии отражают тайну и мощь древних построек – Софийского собора и музея Хора, демонстрируя зрителям купола, интересные конструкции, изысканные мозаики и фрески.
Цена билета и график работы
Плата за вход в музей – 30 лир, обладателям карты Museum Pass – вход бесплатный. Посетителям предоставляют аудио гид стоимостью 10 лир.
Часы работы музея: в летнее время с 09:00 до 19:00, в зимнее — с 09:00 до 18:00. Билетные кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.
Важно! Музей не работает по средам.
При музее работает сувенирная лавка, где можно приобрести интересные сувениры и магниты на библейские темы.
Как добраться?
Музей находится в старинном районе Фатих. Из центра города до музея можно добраться на скоростном трамвае до станции «Аксарай», пересесть на красную ветку метро и сойти на станции «Топкапы-Улубатлы». Далее, на городском автобусе или на такси, а лучше совершить приятную прогулку по этому району до монастыря.
Туристам, прибывшим с европейской части на пароме до Эминоню, можно сесть на автобусы 31Е, 36КЕ,38Е. Все автобусы следуют до остановки «Эдирнекапы» и далее, пересаживаясь на скоростной трамвай, доехать до музея.
Если решиться пройти пешком до музея от Эдирнекапы, то по пути придется пройти через ворота Эдирне, в честь чего получил свое нынешнее название одноименный район. Именно через эти ворота в 1453 году въехал султан Мехмет II в завоеванный Константинополь.
Туристам, не стесненным в финансах, можно добраться до музея с площади Султанахмет на такси.
Содержание