Дом-музей Рубенса в Антверпене

Дом-музей Рубенса в Антверпене снаружи Музеи

Адрес: Антверпен, улица Wapper, 9-11.

Режим работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.

Стоимость билета:

  • взрослые – 10€;
  • студенты, дети старше 12 лет, молодежь до 25-ти и люди после 65 лет – 8€;
  • дети до 11 лет – бесплатно.

Контакты музея:

  • телефоны – +32-2-514-20-48, +32-3-201-15-55;
  • fax – +32-3-227-36-92;
  • e-mail – [email protected];
  • официальный сайт – rubenshuis.be.

Добраться можно:

  • от железнодорожного вокзала Антверпена – метро №5 (остановка Meir) идти по этой улице до фонтана на площади, затем свернуть направо на Wapper;
  • на трамвае №4 (остановка Groenplaats и еще с километр пешком), №7 (ост. Meirbrug, около 200 м); №№ 24, 11 и 12 (остановка Sint-Katelijnevest и еще 1 км идти).
  • на автобусах № 22 до Groenplaats.

Музей Рубенса в Антверпене по-своему уникален. И имеется подобный храм искусства и в Амстердаме. Но в Антверпене живописець обосновался надолго, и провел в этом городе последнюю часть своей жизни. Богатейшее творческое наследие Рубенса разбросано по многочисленным коллекциям земного шара. Увидеть его произведения можно в Метрополитен (США), Старой Пинакотеке Мюнхена, мадридском Прадо, парижском Лувре и в питерском Эрмитаже. Но не стоит забывать, что Рубенс был еще и талантливым архитектором, а также увлеченным коллекционером предметов искусства. Свой дом в Антверпене он построил по собственным чертежам, и данное здание отличается от прочих «итальянским» видом. Если вы хотите увидеть не только бесценные полотна мастера, но и с головой окунуться в атмосферу начала 17 века, вам просто необходимо посетить дом-музей Рубенса.

Немного биографических данных

Питер Пауль Рубенс обучался живописи в Венеции, что наложило отпечаток на его творчество. Талант начинающего художника оценил меценат и герцог Мантуи. Живя при дворе такого спонсора, Рубенс имел достаточно средств, чтобы путешествовать по всей Италии. Уже тогда будущий гений проявил интерес к архитектуре. В составе дипломатической делегации Рубенс посетил и двор испанского монарха Филиппа III. Следует помнить, что тогда родная страна художника была захвачена этим королевством. И от милостей Филиппа III напрямую зависела судьба мастера. В 1608 г. Рубенс приехал в родной Антверпен, где через год решил остепениться и женился на богатой барышне Изабелле Брант.

Немного биографических данных о Рубенсе
© Erica Guilane-Nachez — stock.adobe.com

Вначале живописец жил в маленьком домике умершей незадолго до его возвращения матери. Потом он перебрался к тестю. Но уже с самого своего приезда он лелеял мечту построить собственный дворец, который бы напоминал ему о незабвенной солнечной Италии. Благо, что деньги для осуществления этой архитектурной фантазии у него были. В 1610 году он приобрел участок земли у канала Ваар (ныне Ваппер) и затеял грандиозное строительство, продолжавшееся более восьми лет.

Дом видел рождение наследника Рубенса-Николаса, а также смерть его жены Изабеллы Брант, скончавшейся в 1626 году, вероятно, во время чумы. Сюда Рубенс ввел в 1630 г. вторую жену – Елену Фоурмен. Эта женщина родила ему пятерых детей. Здесь гостеприимный хозяин принимал таких именитых гостей, как королеву Франции Марию Медичи и герцога Бекингемского. В этом доме художник и умер в 1640 году. Здесь прошла большая часть его долгой жизни, целая эпоха – и это еще одна причина посетить музей.

Дом Рубенса

«Я потратил тысячи флоринов только на украшение своего жилища» – так писал художник в письме от мая 1618 г. Зато в 1620 году секретарь муниципалитета Антверпена и друг художника Ян ван дер Ваувер отмечал, что «дом Рубенса вызывает восхищение и удивление приезжих». И это неудивительно: в туманном, холодном Антверпене здание казалось перенесенным мановением волшебной палочки с берегов Тирренского моря или холмов Тосканы.

Но надо отдать должное архитектурному гению Рубенса. Он не скопировал слепо детали итальянского «палаццо» эпохи Ренессанса, а сумел вплести в него элементы фламандского зодчества. Особенно это касается главного фасада, выходящего на улицу Ваппер. Он выдержан в стиле дома богатого фламандского бюргера. Но планировка здания выявляет собой типичный образчик дворцового искусства. Здесь отведено место даже для сада (что в городе каналов Антверпене, где земля была на вес золота, было большой редкостью). Внутренний дворик патио окружали:

  • жилые помещения;
  • мастерская художника;
  • помещение, где хранилась личная коллекция Рубенса.

В садик вела фигурная арка, выполненная в стиле фламандского барокко.

История и историческая ценность дома Рубенса в Антверпене
© GeniusMinus — stock.adobe.com

История музея

Незадолго до смерти Рубенс составил завещание касательно своей богатейшей коллекции. Античные мраморные скульптуры художник еще при жизни продал герцогу Букингемскому. А деньги, вырученные за остальную коллекцию, должны были быть распределены между вдовой, Еленой Фоурмен и детьми. Примечательно, что вторая жена Рубенса, отличавшаяся набожностью, пыталась сжечь все полотна мужа, на которых была изображена обнаженная натура. Но родственники и друзья уговорили вдову поменять это «непотребство» на деньги. Сам дом также был продан с аукциона.

Здание неоднократно меняло хозяев и перестраивалось. Сад исчез, когда в 1649 году здесь поселился бежавший от английской революции герцог Ньюкасл Вильям Кавендиш. Аристократ открыл школу верховой езды, поэтому там, где художник выращивал редкие растения, возник конный манеж. Муниципалитет Антверпена в течение двух веков пытался выкупить дом Рубенса, но удалось ему это лишь в 1946 году. Здание стало частью Королевских Музеев Бельгии.

История дома-музея Рубенса в Бельгии
© GeniusMinus — stock.adobe.com

Атмосфера времен Рубенса

К сожалению, от оригинальной обстановки дома остались лишь парадная дверь и арка, ведущая в сад. Но администрация музея постаралась наполнить дом предметами быта той эпохи. К счастью, сохранились чертежи Рубенса, по которым удалось восстановить первичную планировку здания. Интерьеры тщательно восстанавливали по старинным гравюрам, сделанными учениками художника. Увешать стены полотнами мастера не представлялось возможности, поскольку большая часть их стала экспозицией различных музеев мира.

Но администрация постаралась выкупить те картины Рубенса, которые находились в частных коллекциях. Также была отреставрирована и часовня семьи художника в церкви Святого Иакова. Музей позиционирует себя как экспозиция фламандского изобразительного искусства от Средних веков до барокко. Поэтому здесь, кроме картин Рубенса, выставлены полотна предшественников художника и его учеников.

Быт и творчество

Дом Рубенса являет собой удивительное сочетание скромного обаяния буржуазии и пышности итальянского барокко. В этом достаточно убедиться, увидев строгий фасад здания, выходящего на современную улицу Рубенсштраат. Жилые помещения располагались в этой средней части, а также во флигеле слева. Справа же от патио находилась мастерская художника. Она, а также помещение для коллекции и павильон в садике выдержаны в пышном стиле барокко.

Эти здания снаружи украшены скульптурами, тогда как фасад жилого дома выдержан во фламандском стиле. К счастью на портик и павильон у новых хозяев просто не поднялась рука, и эти строения дошли до нас в первозданном виде. Может создаться впечатление, что все строения дома Рубенса разноплановые. Но архитектурный гений мастера соединил их в одно органическое целое.

Рубенс подчеркивал, что его семья, личная жизнь и творчество неотделимы друг от друга. Если стоять посередине патио, то через среднюю арку величественного портика виден целиком садовый павильон. Таким образом архитектор создал динамичный ритм всего здания. Полукруглые арки украшают и второй этаж здания мастерской.

Личность Рубенса осталась в веках, запечатленная в кредо – надписях, которые можно увидеть на боковых арках портика. На них высечены цитаты из Ювенала: «Пусть боги решают, что нам нужно, поскольку они знают человека больше, чем он сам» и «Молимся за здравый дух в здоровом теле, за мужественное сердце без гнева, суетных страстей и страха смерти». То, что Рубенс разделял позиции стоиков, лишний раз подтверждает и бюст Сенеки возле самого входа в мастерскую, установленный там вместе со скульптурами Сократа, Платона и Марка Аврелия.

Что посмотреть внутри?

Жилые помещения

В доме-музее прекрасно и до деталей воссоздан быт богатой бюргерской семьи 17 века. Над камином висят картины Иорданса «Сретение» и учителя Рубенса Адама ван Ноорта «Поклонение волхвов». Посетители могут заглянуть на кухню и в буфетную. В столовой, где за трапезами собиралась семья художника, можно увидеть картины друзей Рубенса —  Ф. Снейдерса и Д. Сегерса. Но из оригинальной утвари в столовой сохранился лишь кувшин с выгравированной надписью «1593 год». Лестница ведет на второй этаж, где располагались жилые комнаты. Особое внимание следует обратить на персональное кресло Рубенса, которое находилось ранее в гильдии святого Луки Антверпена. На задней стенке стула имеется тисненная золотом надпись:«Петер-Пауль Рубенс, 1633 г.».

Мастерская

Жилые комнаты с ателье мастера соединяет небольшая галерея. Сама мастерская небольшая, но высокая, в два этажа. Большие окна обеспечивали солнечным светом рабочее пространство. Стоит обратить внимание на узкую и высокую дверь, через которую выносили готовые картины большого формата. Из оригинальной обстановки здесь сохранился камин из черного мрамора.

Стены мастерской украшают два полотна Рубенса – «Мавританский царь» (один из волхвов) и «Благовещение», соединяет жилые комнаты с мастерской, высота которой занимает два этажа. Наверху мастерской имеется небольшая комната для учеников. К ателье примыкает гостиная, где мастер принимал именитых заказчиков и покупателей. Стены этой залы обиты темно-красной кожей с орнаментом, тисненным золотыми виньетками.

Ротонда

Кабинет Рубенса – это средоточие всего дома. Именно здесь, в большой комнате и примыкающей к ней ротонде, хранилась уникальная коллекция художественных ценностей. Согласно описи, прикрепленной к завещанию художника, в ней были полотна Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Питера Брейгеля Мужицкого, Гуго ван дер Гуса, Яна ван Эйка, 17 работ А.Брауэра и других выдающихся художников. Страстный коллекционер, Рубенс не ограничивался живописью. В ротонде хранилось собрание скульптур из мрамора и слоновой кости, монет, медалей, камей, драгоценных камней, древних рукописей.

Павильон

В саду стоит небольшое строение, задуманное Рубенсом как маленький храм времен античности. Здесь следует обратить внимание на статуи Геркулеса, выполненную  Лукасом Фейдербе по рисунку Рубенса, и Вакха с виноградной гроздью в руке. Раньше в павильоне находилась еще и статуя Цереры. После разрушения обветшалой церкви в аббатстве святого Михаила, сюда перенесли надгробные плиты с захоронений брата и племянника Рубенса.

История и историческая ценность дома Рубенса в Антверпене
© GeniusMinus — stock.adobe.com

Для кого интересен музей?

Прежде всего, визит в дом Рубенса доставит удовольствие поклонникам творчества художника. Оригинальных вещей, принадлежавших семье мастера, тут немного, но атмосфера дома восстановлена идеально, благодаря многочисленным рисункам и гравюрам, сохранившимся до наших дней. Поэтому побродить по этому дому, где работал великий мастер – одно удовольствие.

Содержание

Оцените статью
Добавить комментарий